Программа, позже получившая наименование «Международный бакалавриат», разрабатывалась в 20-е годы XX века как универсальный курс для наиболее способных учеников, обеспечивающий подготовку к поступлению в университеты во всех странах мира. Инициаторами унификации и стандартизации международного образования были Международная школа Женевы и Школа ООН в Нью-Йорке. В 1968 году была создана Организация Международного бакалавриата (International Baccalaureate Organization, далее IBO). Раньше не существовало единой программы для средних школ разных стран, входящих в международное сообщество; соответственно, не было и общей системы экзаменов для поступления в университет, признанной во всех странах. IBO был создан для развития личности «в целом». Уровень знаний учеников, окончивших IBO, отвечает требованиям вступительных экзаменов в учебные заведения разных стран; этот курс содержит все лучшие элементы различных образовательных программ.
Школы IBO в разных странах мира предлагают эту программу потому, что:
Международный бакалавриат предлагает три образовательные программы:
В Организацию Международного бакалавриата может вступить образовательное учреждение, разделяющее философию IBO и соответствующее высоким академическим, социальным технологическим стандартам, обязательным для всех школ-участниц.
Школа становится полноправной участницей одной из программ Международного бакалавриата по результатам авторизации, проводимой региональным отделением IBO. Для осуществления этой процедуры создана группа экспертов, в которую входит около 30 человек в каждом регионе, в том числе – представители Российской Федерации. Как правило, от момента подачи заявления с просьбой о приеме в IBO до авторизации проходит от 2 до 3 лет. Это время отводится на подготовку к авторизации, включающую, в частности, изучение нормативно-методической документации, ресурсное наполнение, обучение сотрудников школы, постепенное внедрение новых педагогических технологий.
К школам, желающим вступить в IBO, предъявляются следующие требования:
1. Понимание администрацией и педагогическим коллективом школы образовательной философии и целей Международного бакалавриата и готовность им следовать.
2. Приверженность интернационализму и уважение прав ребенка.
3. Принятие на себя обязательств перед IBO как от имени администрации, так и от имени педагогического коллектива.
4. Соответствие качества образования в школе высоким академическим стандартам.
5. Наличие одаренных учащихся, обладающих высокой степенью мотивации.
6. Стабильный педагогический коллектив, в том числе квалифицированные учителя-предметники с базовыми знаниями по крайней мере одного рабочего языка IBO (английского, французского, испанского), которые могут быть расширены в ходе специально организованных занятий.
7. Педагогическое планирование, включающее в себя:
8. Оборудование, необходимое для реализации образовательных программ; в первую очередь:
9. Финансовое обеспечение, включая средства, необходимые для:
10. Поддержка желания школы вступить в IBO со стороны федеральных и местных органов управления образованием.
11. Поддержка желания школы вступить в IBO родителями и учащимися.
12. Готовность работать с внешкольными организациями своего региона, включая высшие учебные заведения, с целью привлечения их к участию в реализации программ IBO.
«Эта система, безусловно, эффективно решает проблемы географической и профессиональной мобильности, поскольку ее выпускники свободно владеют двумя иностранными языками, имеют высокий уровень подготовки в области информационных технологий, обладают серьезными навыками презентации своей работы, а также большим объемом закрепленной в навыках информации, которая обеспечивает мощный старт выпускника школы в университете (пропедевтика профессиональной мобильности). Следует особо подчеркнуть, что образовательная культура школ IBO и университетов, являющихся как бы частью этой системы, одинакова. Она формирует культуру международного образовательного пространства, которая… все более интегрируется и унифицируется как по содержанию, так и по предметным конфигурациям».
Внешняя оценка качества образования в школе IBO включает в себя авторизационный, консультативный и аттестационный визиты представителей Регионального офиса.
Авторизационный визит (the authorization visit) проводится, чтобы определить, насколько философия школы и качество образования в ней соответствует требованиям программ IBO. Результатом визита является решение Генерального директора об удовлетворении или отклонении заявления школы о приеме в IBO. Данный визит, как уже отмечалось, проводится не ранее чем через 2 года со времени обращения школы в IBO с просьбой о приеме.
Важнейшим основанием признания диплома IBO сотнями университетов мира является четкая организация образовательного процесса и жесткий контроль качества образования.