Возникновение интереса в России к программам Международного бакалавриата относится к концу 1980-х годов, что вполне логично, учитывая оказавшиеся весьма продуктивными перестроечные поиски новых образовательных моделей. Однако первой школой, получившей авторизацию в IBO, была Англо-Американская школа в Москве, т.е. образовательное учреждение не вполне российское, так как его учредителями являются посольства Великобритании и США. Новый этап начинается в 1995 г., когда во время визита в Москву тогдашнего регионального директора IBO по странам Северной и Восточной Европы Моники Флодман были отобраны школы-кандидаты на вступление в Международный бакалавриат. Ими стали государственная гимназия №45 г.Москвы и негосударственная Московская экономическая школа. Именно они в мае 1996 г. получили авторизацию по дипломной программе (DP) и программе основной школы (MYP). В ноябре того же года Министерство образования Российской Федерации издало Письмо о соответствии программ IB российским нормативам.
Вступившие в IBO школы активно распространяли информацию о программах Международного бакалавриата, проводили семинары для учителей и администраторов российских образовательных учреждений. Данная деятельность позволила заинтересовать школы Москвы, Самары, Тольятти и уже в 1997 г. в Московской области прошел семинар с участием десятков представителей 8 школ России и регионального офиса IBO. Было открыто региональное представительство IBO в Российской Федерации с А.М. Кондаковым во главе.
В 1997-2001 гг. прошла авторизация московских школ «Премьер», №1531, №1634, Самарского Медико-технического лицея, Общеобразовательного центра «Школа» в г. Тольятти. В июне 2000 г. в Перми при поддержке Городского комитета по образованию и науке прошел семинар для учителей и администраторов города. В январе 2001 г. в пригороде Тольятти состоялась организованная при поддержке Министерства образования РФ и образовательного ведомства Самарской области конференция российских школ IBO, причем в ней участвовали и представители новых регионов, например, Перми. В ряде регионов открываются экспериментальные площадки, изучающие подходы к интеграции российской школы в международное образовательное пространство.
Следующие достижения IB в России относятся к 2002-2005 гг. Предпринимаются первые попытки добиться признания диплома IB в России, проходит авторизация Британской международной школы в Москве и запускается региональный проект в Красноярском крае.
В 2006-2008 гг. учреждается Ассоциация школ IB стран СНГ, проходят авторизацию школы в Санкт-Петербурге, Красноярске, Владивостоке, Перми, начинается реализация Регионального проекта «Создание системы Международного бакалавриата в школах Пермского края». При разработке нового поколения государственных образовательных стандартов учитываются ценности и технологии программ IB.
Несмотря на небольшое количество школ IB в России, можно говорить о росте интереса родителей и учащихся к программе.
Во многом это связано с пониманием тех возможностей, которые предоставляет IB ученикам разных стран.
Обладатель диплома IB:
Оставаясь в России |
Уезжая за рубеж |
Получает качественное образование международного уровня |
По результатам экзаменов зачисляется в выбранный университет |
Добивается академических успехов и высокой степени социализации |
Имеет возможность получить различные стипендии , предоставляемые выпускникам именно этой программы |
Имеет сертификат о знании английского языка и профильных предметов на английском языке |
В некоторых случаях экономит до 1,5 лет при обучении в университете |
Насущными задачами российского IB-сообщества становятся популяризация программы в стране, а также решение ряда серьезных проблем, мешающих расширению пространства Международного бакалавриата в регионах России. Среди них:
Особенно важной в данном контексте становится реализация региональных проектов, ярким примером здесь может служить Пермский край. Особенно ценно, что в рамках таких проектов выстраивается система взаимодействия школ IB, работающих в разных регионах России, что, в свою очередь, способствует формированию реального единого образовательного пространства в нашей стране.
Школы IB уже сегодня представляют собой образовательные учреждения, которые не только предлагают высококачественное образование, но и способны с учетом возрастных особенностей учащихся в рамках учебно-воспитательного процесса моделировать процесс управления решением общественных проблем.
Целесообразность и актуальность поддержки указанных программ определяются: