Лэнс Кинг
Я работаю со старшеклассниками из многих школ, расположенных в разных странах мира, и последние 2 года я задаю им один и тот же вопрос: «У кого из Вас есть мобильный телефон с доступом в Интернет?»
2 года назад я получал только 5% утвердительных ответов на этот вопрос. Сегодня этот процент увеличился до 80. А совсем недавно 100% старшеклассников в одной из групп, c которой я работал, ответили утвердительно.
Это очень значимый результат.
Сколько времени осталось до того момента, когда у каждого ребенка в каждом классе будет телефон с доступом в Интернет, которым ему… не разрешают пользоваться?
Вот цифры на сегодняшний день:
• 6 миллиардов мобильных телефонов в мире (все население мира составляет 7 миллиардов человек)
• 85% новых телефонов имеют возможность выхода в Интернет
• 2 млрд контрактов на широкополосный Интернет
• 255 млн сайтов
• 150 млн блогов
• 8 трлн текстовых сообщений за 2011 год
• 107 трлн электронных писем – 89% из которых составил СПАМ
Сколько времени пройдет, прежде чем:
• любой материал по любому предмету будет доступен каждому школьнику в Интернете, и
• все они будут иметь планшетники с доступом в Интернет, и
• у них будет постоянный доступ к высокоскоростному широкополосному каналу?
И что тогда будет представлять собой процесс преподавания?
Каковы будут ключевые компетенции школьников, которые позволят им успешно справляться с этой ситуацией и пользоваться преимуществами такой среды?
А ведь это уже даже не вопрос будущего. Это уже настоящее!
Представьте себе школу, в которой:
1. Процесс преподавания сфокусирован на процессе обучения. При этом целью каждого урока является развитие и улучшение навыков эффективного обучения, а содержание учебной дисциплины используется для отработки этих навыков.
2. В каждом классе школьники работают в учебных группах, состоящих из 3-4 человек. У каждой из этих групп имеется по одному планшетнику, подключенному к высокоскоростному Интернет-каналу
3. Цели каждого урока определяются учителем, как:
- отработка навыков обучения
- учебный материал, на котором будут отрабатываться эти навыки, а также лучшие Интернет-ресурсы, на которых можно найти этот учебный материал
- вопросы, на которые надо ответить
4. Где обучение становится настоящим поиском знаний.
Я считаю, что сейчас мы находимся на пороге революции в образовании. И это не революция в обучении, потому что именно таким и был всегда наиболее эффективный способ научиться чему-нибудь. Я имею в виду революцию в преподавании! Возможно, самую значительную со времен Гутенберга.
Революция в образовании требует от учителя отказа от простой «передачи» учебного материала и принятия принципов, основанных на проблемном обучении, исследовательском обучении, обучении компетенциям, необходимым учащимся для эффективного изучения предмета. Это означает, что учителя, обучающие своих учеников таким компетенциям, должны использовать учебный материал по своему предмету как основу, на которой ученики могут отработать необходимые навыки. Они должны научить школьников правильно использовать Интернет устройства, работать в небольших группах, пользоваться Интернет-сайтами с материалами по данному предмету; когнитивным навыкам, таким, например, как поиск, отбор, проверка, сопоставление информации, а также социальным навыкам, среди которых сотрудничество, эффективные коммуникации, работа в команде, и таким личностным качествам, как упорство и настойчивость. При таком сценарии работа преподавателя заключается в том, чтобы сделать более очевидными все процессы обучения и направить своих учеников на путь правильной постановки вопросов для достижения определенных результатов, измеримых с точки зрения содержания и процессов. По сути, это означает, что они должны помочь школьникам задать правильные вопросы, но не дать на них готовые ответы.
Этот новый тип преподавания совершенно точно не предполагает использование Интернета в качестве еще одного учебника. Сейчас, когда каждый учащийся имеет круглосуточный доступ к любой информации, самыми востребованными компетенциями становятся умения и навыки, связанные с эффективным обучением. Как найти нужную информацию, правильно ее обработать, извлечь из нее все необходимое и перейти к изучению нового материала. Все эти навыки необходимы детям для того, чтобы учиться сознательно и самостоятельно. А для того, чтобы их приобрести, школьникам нужно создать соответствующую учебную среду.
Если задача школьного образования заключается в том, чтобы сформировать у детей потребность в непрерывном образовании, то, по моему убеждению, именно сейчас у нас появилась наилучшая возможность решить эту задачу благодаря взаимодействию пяти важнейших факторов:
• Сфокусированности учителей на обучении навыкам, необходимым для формирования «эффективного ученика»
• Широком распространении Интернет-сайтов с качественными материалами по школьным предметам
• Повсеместном использовании устройств с доступом в Интернет
• Доступности высокоскоростного широкополосного Интернета
• Высокой степени комфорта, с которым современные школьники существуют в цифровом мире.
Наивысшая степень мотивированности в обучении всегда была характерна именно для самостоятельного обучения (при самостоятельном выборе изучаемого материала, самостоятельном контроле за результатами, автономном и независимом подходе к учебе). Однако до недавнего времени образовательная инфраструктура ограничивала возможности обучения методом поиска и открытий только начальным уровнем. Сейчас повсеместное распространение Интернет-ресурсов с материалами по школьным предметам и широкое использование устройств по передаче данных кардинально изменило эту ситуацию.
От учителя больше не требуется быть источником всех знаний. Но ему надо знать, куда направить своих учеников в поисках необходимой им информации. Это означает, что он должен быть знаком со всеми вебсайтами в своей области знаний и знать эти сайты достаточно хорошо, чтобы спланировать каждый урок на основе материалов этих сайтов. А школа должна иметь соответствующую инфраструктуру, чтобы обеспечить не менее одного компьютера, подключенного к высокоскоростному Интернет-каналу, на 3-4 учеников. Отдельное Интернет-устройство для каждого учащегося в классе не требуется и даже не рекомендуется, т. к. может привести к изоляции учащихся, уменьшить степень сотрудничества, ухудшить коммуникацию и запоминание учебного материала - вот такие серьезные выводы были сделаны! (подробнее смотрите Sugata Mitra http://www.ascilite.org.au/ajet/ajet21/mitra.html или видео http://www.ted.com/talks/lang/en/sugata_mitra_the_child_driven_education.html )
И тогда фокус внимания преподавателя может сместиться на формирование навыков эффективного ученика:
Внутренняя мотивация при обучении достигается с помощью использования динамического, самостоятельно контролируемого набора метакогнитивных, когнитивных и аффективных процессов, которые позитивно влияют на подход учащегося к изучаемому материалу, его увлеченность, заинтересованность, желание прикладывать дополнительные усилия и проявлять настойчивость в изучении предмета, причем делать это постоянно, самостоятельно и сознательно. Именно это и делают все люди, когда изучают что-то новое и очень увлекательное.
Метакогнитивные процессы - это процессы, которые фокусируются на самостоятельном управлении процессами обучения, планировании, реализации и мониторинге собственных учебных усилий, а также осознание, когда, где, зачем и как применять определенные обучающие стратегии в соответствующих им контекстах. Когнитивные процессы - это процессы, которые фокусируются на развитии определенных умений и навыков, облегающих усвоение знаний или формирование навыков. А аффективные процессы - это процессы, которые фокусируются на таких некогнитивных аспектах обучения, как мотивация, Я-концепция и навыки селективной атрибуции.
Лучшие учащиеся - это учащиеся, чей подход к учебе позволяет им наиболее эффективно подготовиться к экзаменам. И все эти учащиеся обладают общей характеристикой - метакогнитивной осознанностью. Другими словами, они относятся к обучению, как к процессу, требующему различных техник и стратегий в зависимости от предмета и контекста. Они активно ищут варианты для каждой стадии процесса обучения, они пробуют разные подходы и замечают, какой из них работает, а какой - нет. В фокусе их внимания находятся как изучаемый ими в этот момент материал, так и процессы, которые они используют, чтобы его изучить. Любую неудачу в учебе они рассматривают как неудачный процесс, а не как личную неудачу, поэтому они находят более удачные процессы и применяют их. Они анализируем результаты и постоянно улучшают показатели своих учебных усилий.
GCSE, IGCSE, NCEA и многие другие программы косвенно поддерживают идею о том, что преподаватель должен учить умениям и навыкам обучения. Но только в программах Международного Бакалавриата эта поддержка явно выразилась в конкретном предмете Развитие навыков обучения (ATL), уже нашедшем место в программах всех 3-х ступеней, но наиболее детально представленном в программах для основной школы.
"Когда в 1980 году зарождалась программа Международного Бакалавриата для основной школы, движущей идеей было развитие обучения навыкам обучения. Позднее она воплотилась в АТL - Развитие навыков обучения. И спустя 30 лет мы знаем, что разработка хорошей школьной программы по развитию навыков обучения, возможно, является самой важным фактором, позволяющим пробудить интерес учащихся к тому, чтобы всю жизнь овладевать новыми знаниями независимо от выбранного ими образовательного пути". (Malcolm Nicolson, руководитель развития программы для основной школы Международного Бакалавриата).
Первое, что необходимо сделать, чтобы пробудить интерес учащихся к собственным процессам обучения, - помочь им осознать основу навыков эффективного ученика и их собственные области компетенций, способностей и слабые места. Для решения этой задачи навыки обучения в рамках АТL могут быть потенциально разделены на несколько групп:
• Коммуникация и сотрудничество
• Самоорганизация
• Информационная, медийная и критическая грамотность
• Критическое мышление
• Креативность и новаторство
• Рефлексия
• Перенос
Внутри этих групп выделено более 165 отдельных умений и навыков.
В рамках программы «Развитие навыков обучения» школьников можно поощрять использовать методы самостоятельного оценивания, например, рефлексию для мониторинга собственного продвижения от начального уровня до экспертного в любой группе, по пути овладевая конкурентными навыками, наиболее подходящими их возрасту и способностям.
Уровень 1 Новичок - наблюдение |
Уровень 2 Ученик - воспроизведение |
Уровень 3 Практик - демонстрация |
Уровень 4 Эксперт - саморегуляция |
Наблюдает, как другие выполняют задачи и применяют навыки Собирает процессуальную информацию об уровне владения навыком, задает уточняющие вопросы по процедуре От учителя требуется высокий уровень скаффолдинга - объяснение, тренировка, структурная поддержка |
Копирует, как другие применяют этот навык Очень осознанно применяют навык и тщательно исправляет ошибки Применяют навык только к знакомому материалу и в знакомом контексте Необходим средний уровень скаффолдинга - корректировка плохого владения навыком, ответы на вопросы. |
Может продемонстрировать навык в случае необходимости Может продемонстрировать умение применить навык к другому содержанию или в другом контексте От преподавателя требуется минимальный скаффолдинг - задать направление, поставить цели, оценить результаты. |
Может применить без предварительного обдумывания процесса Может обучить навыку других Может применять навык к незнакомому содержанию в незнакомом контексте Высокие уровни владения Не требуется скаффолдинга со стороны преподавателя |
Такой анализ процессуальных навыков повышает уровень осознания учащимся недостаточной степени владения тем или иным навыком. И затем эта проблема может быть решена в рамках программы обучения навыкам. Также такой анализ демонстрирует учащимся целый спектр навыков, которыми они могут овладеть, и стратегий, которые они могут опробовать, чтобы выбрать те, которые окажутся для них наиболее успешными. Многие учащиеся впервые с удивлением обнаруживают, что дети, которые учатся лучше, чем они, возможно, используют другие навыки и стратегии, которым они тоже могут научиться.
"Не то, что ты знаешь, а то, что ты можешь сделать с тем, что ты знаешь, имеет значение в век общедоступной информации. Такие навыки, как анализ, синтез, оценка и ясная коммуникация являются основными для достижения успеха.
В наши дни педагоги уже осознают, что молодые люди не рождаются с этими навыками, и не стоит ожидать, что они автоматически приобретут их в школе благодаря некому осмосу. Этим навыкам можно и нужно обучать вполне сознательно," - Lori Fritz, заместитель директора Southbank School, London
Следующая задача заключается в том, чтобы помочь учащимся осознать, что они могут взять под свой контроль учебную ситуацию и сознательно спланировать использование той или иной стратегии. И по мере того, как они это делают, повышаются и их личная компетентность, и успеваемость.
Именно метакогнитивная функция является основным двигателем процесса улучшения обучения и именно с ее помощью могут быть достигнуты самые значительные результаты по повышению академической успеваемости.
Как только у учащихся сформировано восприятие компетенций и самоконтроля в обучении, они начинают испытывать потребность в опробировании новых когнитивных и аффективных стратегий в новых учебных ситуациях. И в конечном итоге берут на себя полный контроль над собственным обучением и становятся эффективными учениками (целеустремленными, самостоятельными, автономными, независимыми, сознательными).
"Как школа с действующей дипломной программой Международного Бакалавриата мы придаем огромное значение самостоятельности наших учащихся, развитию их мыслительных и коммуникационных способностей. И мы делаем это, обучая наших учеников учиться. В нашей школе мы делаем это с помощью академических и бытовых аспектов и постоянно подчеркиваем, что учащиеся должны научиться контролировать свое собственное обучение. Судя по нашему опыту, без стратегий самоорганизации учащимся будет очень сложно успешно справиться с требованиями дипломной программы Международного Бакалавриата", - Dave Horan, заместитель директора Warwick Academy, Bermuda.
Настоящий вызов для современных учителей представляет требование перехода от преподавания путем передачи знаний, когда учитель был единственным источником всех знаний, к более гибкому стилю, когда учитель становится фасилитатором, помогающим ученикам самим найти информацию.
Самый эффективный метод - это постоянное обучение, в центре которого находится процесс, который учителя-предметники выстрагивают на основе стандартных школьных дисциплин. Учитель, в фокусе внимания которого находится процесс, - это учитель, который считает величайшей ценностью формирование навыков обучения, и который использует конкретное содержание как средство, с помощью которого он может научить самым эффективным процессам обучения. Этот подход не отрицает важность преподавания конкретного содержания, но он высвечивает еще один важный аспект - процесс. Многочисленные исследования показывают, что самые устойчивые положительные результаты в плане повышения интереса к учебе, понимания материала, передачи навыков и позитивных отзывов достигаются в том случае, если в центре внимания учителя оказывается отработка учебных стратегий в метакогнитивном, саморегулируемом контексте в сочетании с конкретным содержанием.
Новая программа основной школы Международного Бакалавриата, в центре внимания
которой находится развитие Профиля учащегося путем формирования навыков эффективного обучения, создало новые возможности для совершенствования преподавания, сфокусированного на процессе, в рамках структуры Международного Бакалавриата.
Распространение высокоскоростного Интернета и устройств передачи данных позволило исследовательскому обучению прийти во многие школьные классы. Теперь предстоит решить более важную проблему – как объединить два подхода.
К счастью, в мире уже существует опыт, на котором мы можем многому научиться. В 1999 году в Голландии была принята инновационная программа школьного образования, цель которой заключалась в том, чтобы стимулировать учителей на внедрение так называемого Активного саморегулируемого обучения (Active Self Regulated Learning). 12 лет спустя весь проект был пересмотрен. Вот описание проекта, которое не нуждается в особых комментариях:
"В центре инноваций оказались старшеклассники (15-18 лет), учащиеся выпускных классов, готовящих школьников к поступлению в вузы. В основу этих инноваций были заложены 3 главные идеи:
(a) Саморегуляция обучения - учащиеся должны научиться регулировать собственный процесс обучения, учитывая важность непрерывного обучения. Это означает, что учащиеся должны постепенно стать хозяевами своего собственного процесса обучения. Это также означает более пристальное внимание к аффективным аспектам обучения.
(b) Обучение как активный конструктивный элемент знаний. Учащиеся учатся лучше, когда они активно участвуют в "строительстве" своих знаний; и
(c) Обучение в сотрудничестве. Учащиеся должны научиться взаимодействовать со своими одноклассниками. Такая форма обучения считается мощной обучающей средой, а навыки сотрудничества необходимы для будущей профессиональной деятельности."
Все это очень похоже на Международный Бакалавриата, правда?
В 2010 году были проанализированы результаты программы. Были сделаны следующие выводы:
"Реформа подразумевала фундаментальное изменение образовательной и педагогической роли учителей. Основной целью нововведений была более эффективная подготовка учащихся к продолжению образования в вузах и к дальнейшему образованию. Более конкретная цель заключалась в том, чтобы школьники научились регулировать собственные процессы обучения. Поэтому ожидалось, что учителя сосредоточат свое внимание на поддержке, помощи и мониторинге процесса обучения учащихся, а не на передаче им знаний, а также будут стимулировать учащихся использовать Активное саморегулируемое обучение в дальнейшей работе".
"Однако в период начальной реализации реформы практически не существовало никаких примеров, как методически следует внедрять этот новый подход в образование. Ожидалось, что сами школы с помощью образовательных консультационных центров разработают наиболее подходящие для них педагогические методы.
Отчеты свидетельствуют о том, что реализаторам программ не хватало стратегического видения и четких инструкций. Повседневные классные занятия не показали серьезных сдвигов в сторону саморегулируемого обучения и активирующей педагогики. Многие учителя продолжали уделять основное внимание учебному материалу и успеваемости, а не процессам обучения".
Самым большим препятствием на пути достижения цели саморегулируемого обучения стало внутреннее сопротивление учителей тому, что от них требуется перестать учить.
В этом и заключается современный вызов. Именно поэтому я говорю о революции в преподавании, а не в обучении.
Именно учителя должны научиться перестать учить и позволить учащимся начать учиться самостоятельно. Только тогда, когда у учащихся появится возможность овладеть навыками сознательного и самостоятельного обучения, они смогут стать эффективными учениками.
Это может быть осуществлено с помощью системы повышения квалификации, в центре внимания которой находятся 3 аспекта формирования эффективных учеников. Надо научить учителей тому:
1) как обучать школьников когнитивным, аффективным и метакогнитивным навыкам в контексте своих уроков
2) как использовать школьный урок, чтобы в классе учащиеся постепенно овладели навыками, необходимыми им для эффективного обучения
3) как помочь учащимся самостоятельно оценить содержание, навыки и стратегии с помощью рефлексии.
Самое мотивирующее, увлекательное обучение всегда происходит с помощью поиска и открытий. И если это правило работает для учащихся, то оно работает и для учителей. Хорошо структурированная программа повышения квалификации для учителей должна быть основана на тех же принципах и механизмах (обучение, ориентированное на процесс, основанное на навыках и построенное на принципах исследовательского обучения).
Если истинная цель образования состоит в том, чтобы править учащимся любовь к учебе и стремление постоянно овладевать новыми знаниями, а целью программ Международного Бакалавриата является совершенствование Профиля учащегося, в этом случае, по моему мнению, благодаря инновациям в новой программе для основной школы Международного Бакалавриата, в структуре Международного Бакалавриата скоро появятся все необходимые инфраструктурные факторы.