В статье Александр Адамский, авторитетный эксперт в сфере образования, научный руководитель Института проблем образовательной политики "Эврика", анализирует наметившуюся в последнее время тенденцию «ручного управления» образованием.
В пример приводится попытка ликвидации второй смены в школах и очередей в детские сады. Для решения этих задач премьер-министр Дмитрий Медведев поручил правительству трансформировать программу строительства детских садов в программу строительства школ. Адамский отмечает, что подобные проекты не являются эффективными и не учитывают финансовые возможности и потребности различных регионов. Эксперт подсчитал, что при реализации проекта только на стройку и оборудование школ уйдёт около триллиона рублей. Адамский негативно оценивает попытки ручного управления образованием, отмечая, что оно привело к разбалансированности всей системы образования. Автор отмечает, что по закону учредителем школы является муниципалитет, а сама школа имеет достаточно широкие полномочия (в частности, имеет право «формировать образовательную программу, штатное расписание, создавать свою систему оплаты труда и планировать расходование средств»). Однако на сегодняшний день школа и муниципалитет практически потеряли свою самостоятельность, поскольку вынуждены подчиняться всем указаниям федерального центра. Автор уверен, что «в разбалансированной системе усиление фиктивно-административного способа управления приведет не к решению высоких задач, а к потере управляемости и хаосу». Адамский считает опасным развитие «административно-командной системы ручного управления» в образовании и выступает против того, чтобы «подталкивать систему под каток неисполнимых задач».
Материал с сайта novayagazeta.ru
(http://www.novayagazeta.ru/columns/69330.html)