Статья, опубликованная на сайте, предназначенном для родителей австралийских школьников, посвящена проблемам, с которыми могут столкнуться дети в возрасте от 9 до 15 лет (т. е. учащиеся средней школы).
Отмечается, что справиться с проблемами ребёнка может помочь тесное взаимодействие родителей с учителями и руководством школы. Проблемы в школе могут быть связаны с плохой успеваемостью, отсутствием мотивации к обучению или с плохими отношениями ученика с учителями или сверстниками. В статье рассмотрены некоторые признаки, которые могут свидетельствовать о том, что у ребёнка существуют проблемы в школе. К их числу относятся: падение успеваемости по одному или нескольким предметам, раздражение или дискомфорт при разговоре о школе, отказ от разговора о школе с родителями или другими членами семьи, неуверенность в себе или низкая самооценка. Также следует насторожиться, если ребёнок не заинтересован в том, чтобы заводить новых друзей или участвовать во внеурочной деятельности. Пропуск ребёнком занятий, отказ от выполнения домашних заданий, проблемы с поведением или вниманием также могут свидетельствовать о наличии проблем. Также следует обратить внимание на распространённый в средней школе феномен буллинга, обозначающий различного рода издевательства над сверстниками. Ребёнок может стать жертвой буллинга, при этом в редких случаях он рассказывает об этом родителям. Нужно учитывать, что учащиеся часто скрывают свои проблемы от родителей и учителей, поэтому особой задачей становится выяснить, в чём именно причина их переживаний или плохого настроения.
Необходимо начать борьбу с проблемой как можно раньше. Если проблема беспокоит ребёнка в течение долгого времени, это может привести к пониженной самооценке, снижению успеваемости, появлению чувства одиночества.
Существует ряд факторов, вызывающих проблемы в школе, не связанных с неспособностью к обучению или трудностями в учёбе. Их можно разделить на личные и школьные. К личным факторам относятся хронические болезни, проблемы в развитии, расстройства поведения, проблемы с психикой (депрессия или повышенная тревожность), психологическая травма, проблемы с самооценкой, навыками коммуникации и социализации. Школьные факторы могут включать буллинг, неприязнь ребёнка к школьной среде или процессу обучения, отсутствие поддержки со стороны учителей, плохие отношения со сверстниками или учителями, пропуски занятий или нежелание участвовать во внеурочной деятельности. В зависимости от проблем, с которыми столкнулся ребёнок, хорошей идеей может считаться разговор с учителями и представителями администрации. Возможно, также следует обратиться к психологу.
Некоторые дети также имеют особые потребности (children with special needs). Им сложнее адаптироваться к требованиям, предъявляемым в процессе обучения. Таким детям тяжело сконцентрироваться, у них могут быть проблемы с восприятием информации и повышенная тревожность. Состояние здоровья ребёнка сильно влияет на его успеваемость и приводит к понижению самооценки, неуверенности в себе. Необходимо помнить, что дети со специальными потребностями имеют право обучаться по особой программе. В любом случае, австралийские специалисты рекомендуют незамедлительно приступить к решению проблем, возникающих в связи с посещением ребёнком школы. Возможно, решить проблему поможет беседа с ребёнком или учителем, а возможно, следует обратиться за помощью к психологу или другим специалистам.
Источник: http://raisingchildren.net.au/articles/school_problems_teenagers.html (английский язык)